Родился: 23 июля 1888 года, Чикаго. Умер: 26 марта 1959 года, Сан-Диего
Чандлер родился 23 июля 1888 года в Чикаго, но переехал в Англию в 1895 году со своей матерью-ирландкой после того, как она рассталась с мужем-алкоголиком, инженером из американской железнодорожной компании. Их семью стал поддерживать дядя Чандлера, успешный юрист. В 1900 году Чандлер получил классическое образование в Далидж-Колледже в Лондоне. В 1907 году он принял английское подданство для того, чтобы поступить на государственную службу. Вскоре после этого он поступил на работу в Британское Адмиралтейство. Однако ему не нравилась профессия госслужащего, Чандлер уволился и работал журналистом в газетах «Daily Express» и «Western Gazette». Он не добился особого успеха ни как журналист, ни как поэт (Чандлер в то время пробовал себя в романтической поэзии).
Раймонд Чендлер был британско-американским писателем, написавшим несколько сценариев и рассказов. За свою жизнь он опубликовал семь романов. Первый, «Большой сон», был опубликован в 1939 году. Восьмой, «Пудель-Спрингс», незаконченный после его смерти, был завершен другим великим писателем-криминалистом, Робертом Б. Паркер. По шести романам Чендлера экранизировали фильмы, некоторые - более одного раза.
Романы Чендлера считаются классикой не только детективной, но и в целом американской литературы. Его главный герой, Филип Марлоу, такой же известный американский вымышленный детектив, как Шерлок Холмс - британский детектив. Оба имени почти стали означать «частный детектив». У Марлоу даже есть узнаваемое лицо: актер, Хамфри Богарт, играл его в нескольких фильмах и был тесно связан с Марлоу в американской культуре.
Влияние Чендлера на американскую криминальную литературу неоценимо. После Чендлера потребовалось более полувека, чтобы написать что-нибудь, отличное от его стилистического изобретения: «жесткую» прозу и характеристики, которые стали необходимыми для детективной фантастики на десятилетия. То, что он использовал свой сеттинг - грязные «подлые улицы» Лос-Анджелеса, было откровением, которое стало условностью, которой последовали и другие писатели. Автор детективных романов Марк Биллингем писал: «Без Чендлера и его наследников те из нас, кто пишет криминальные романы, могли бы по-прежнему проводить большую часть своей работы в загородных домах или викариях».
Каким бы свежим и аутентичным ни был его диалог, Чендлер прославился запоминающимися сравнениями и эпизодическими описаниями, которые, опять же, привлекли множество подражателей.
В отличие от большинства писателей-детективов до него, Чендлер показывает, что его главный герой хорошо осведомлен об окружающем его физическом мире со всеми его деталями, как приятными, так и неприятными. Его мир одновременно ужасен и прекрасен. Чендлер мог выразить это снова и снова в одном предложении. В первых строках романа «Сестричка» Марлоу, описывая калифорнийское весеннее утро, пишет: «Службы приема звонков, специализирующиеся на 16-летних девственницах, занимаются земельным бизнесом. А в Беверли-Хиллз начинают цвести джакаранды».
В каком-то смысле романы Чендлера - это современные нравоучительные сказки. За всем сексуальным напряжением и действиями можно увидеть критику американского общества, руководимого жадностью и большими деньгами. Такие люди, как неподкупный, дальновидный Филип Марлоу, необходимы, почти как рыцарь в сияющих доспехах, противостоять разложению мира вокруг него. Это великая универсальная тема, наиболее очевидная в характере Иисуса из Назарета в Евангелии от Марка и в великом герое Шекспира Гамлете. Чендлер, кажется, питал надежду на искупительную ценность личной добродетели. Даже среди мелких хулиганов и «распущенных» женщин заметны добрые черты, предлагающие более оптимистичный взгляд на вещи.
Чендлер - один из писателей, оказавших наибольшее влияние на американскую культуру, особенно на криминальную фантастику, где его произведения определили жанр. Это особенно примечательно тем, что его литературная продукция была относительно небольшой.