Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы заключается в посещении в этот день храма и прослушивания Литургии. После окончания Литургии, по древнему русскому обычаю, верующие выпускают на волю птиц. Этим обрядом символизируется, что птицы не заперты в клетке, а на свободе, в поиске Божественной Церкви.
Празднование Благовещения в Православной церкви
Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.
В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.
Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздниками Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение — в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.
Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк. 1:39-49, на литургии Лк. 1:24-38).
собое значение праздника Благовещения подчёркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то — как единственное исключение для данного дня — должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).
В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому Типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землёю, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.
Поздравления в стихах на Благовещение
Благая весть для благодатной девы,
Что с ангелом к нам снизошла с небес,
И радостные благовещения напевы,
О прохождении в храмах православных месс.
Вас, с праздником великой благовести,
Со знаковым вас днем в году,
Явил который нам воочию,
Что быть уж в мире Сыну божьему – Христу! ©
любимому
Мой благоверный, мой любимый,
Сегодня дата торжества,
Когда когда-то очень мило,
Неслись архангела слова!
О том, что сын у мамы будет,
Что от Марии он придет,
С тех пор минули уж столетия,
А весть и ныне все же живет!
Я с Благовещением поздравлю,
И пожелаю нам с тобой,
Чтоб также нам понять однажды,
Что будет сын, что твой и мой! ©
любимой
Земной мой ангел и любовь,
С благою вестью к тебе вновь,
Что Благовещение пришло,
То к нам сегодня снизошло!
Что для Марии был дан знак,
Особая она тут как никак...
Что сын Господен на земле,
Придет, что знаем все!
Вот с этим днем тебя, любовь,
Я поздравляю вновь и вновь!
Чтобы была счастливой ты,
О том лишь помыслы мои!©
Весть известная Марии,
В день пришла, что вот уж ныне,
Благовещение оно,
Вот такое торжество!
С Этим Днем я поздравляю,
Лучшего всего желаю,
Пусть благая весть всегда,
Греет грешные сердца.
Станет знаком нам особым,
От него уйти не пробуй,
Радуйся и всем вещай,
С Благовещением поздравляй! ©
сыну
Великий праздник из возможных,
Приходит снова в этот год,
Как Благовещение он известен,
И радостен в тот день народ!
Так вот и я спешу поздравить,
Родного сына в этот день,
И радостью с ним поделиться,
Чтоб обошла ненастья тень.
Чтоб было все бы в жизни гладко,
Вообще и в целом на душе,
И со здоровьем все в порядке,
И большего не надо мне! ©
матери
Благая весть, что для Марии,
Явила праздник в этот день,
И мне для мамы поздравления,
Читать и слать совсем не лень!
Что я и рад ей снова вторить,
И лучшего всего желать,
И от души и очень нежно,
Мамулю, маму поздравлять!
Да, с Благовещением, родная!
Да, лучшего всего в судьбе,
И этого желают маме,
Сыночки, дочки, в общем все! ©