Аристотель родился в небольшом греческом городке Стагирос (позже Стагира) в северном греческом районе Халкидики (384 г. до н.э.).
Родился: c. 384 г. до н.э. Халкидики, Греция
Умер: ок. 322 г. до н. Э. Халкида, Греция,
греческий философ и ученый.
Его отец, Никомах, был врачом, имевшим важные социальные связи. Интерес Аристотеля к науке, несомненно, был вызван работами его отца, однако Аристотель не проявлял особого интереса именно к медицине.
Ранний период жизни Аристотеля
Аристотель родился в небольшом греческом городке Стагирос (позже Стагира) в северном греческом районе Халкидики. Его отец, Никомах, был врачом, имевшим важные социальные связи. Интерес Аристотеля к науке, несомненно, был вызван работами его отца, хотя Аристотель не проявлял особого интереса к медицине. События его ранней жизни не известны. Возможно, его отец служил при македонском дворе в качестве врача Аминтаса II (умер около 370 г. до н . э. ), и что Аристотель провел там часть своей юности.
В возрасте семнадцати лет Аристотель отправился в Афины, Греция, и присоединился к кружку Платона в Академии, школе философов. В нем состоял двадцать лет. После возникли разногласия, которые в конечном итоге привели к разрыву их отношений. После смерти Платона Аристотель уехал в Ассос в Мисии (в Малой Азии, ныне известной как Турция), где он и Ксенократ присоединились к небольшому кругу платоников (последователей Платона), которые уже обосновались здесь при Ермии, правителе Атарнея. Аристотель женился на племяннице Гермии, женщине по имени Пифия, которую через некоторое время убили персы.
В 342 г. до н. э. Аристотель направился ко двору Филиппа Македонского. Там Аристотель стал наставником Александра, который станет хозяином всей Персидской империи как Александр Македонский. Известно мало информации относительно конкретного содержания общения Александра и Аристотеля, но было бы интересно узнать, какой все же политический совет дал Аристотель молодому Александру. Единственное указание на такой совет можно найти во фрагменте письма, в котором философ говорит Александру, что он должен быть вождем греков, но хозяином варваров (иностранцев).
Позже Аристотель вернулся в Афины около 335 г. до н. э. под защитой Антипатра, представителя Александра в Афинах, Аристотель основал собственную философскую школу - Лицей, расположенный недалеко от святыни Аполлона. Также известная как Перипатетическая школа, школа получила свое название от пешеходной дорожки с колоннами (дорожка с рядом колонн с обеих сторон). Лекции были разделены на утренние и дневные занятия. Более сложные задания давались утром, а более легкие и популярные - во второй половине дня. Сам Аристотель руководил школой до самой смерти Александра в 323 г. до н.э., когда он покинул Афины, опасаясь за свою безопасность из-за своей тесной связи с македонцами. Он поехал в Халкиду, Греция, где умер на следующий год.
Перипатетическая школа
Аристотель вернулся в Афины около 335 г. до н. э. под защитой Антипатра (ок. 397 - ок. 319 до н . э. ), представителя Александра в Афинах, Аристотель основал собственную философскую школу - Лицей, расположенный недалеко от святыни Аполлона. Также известная как Перипатетическая школа, школа получила свое название от пешеходной дорожки с колоннами (дорожка с рядом колонн с обеих сторон). Лекции были разделены на утренние и дневные занятия. Более сложные задания давались утром, а более легкие и популярные - во второй половине дня. Сам Аристотель руководил школой до самой смерти Александра в 323 г. до н.э. , когда он покинул Афины, опасаясь за свою безопасность из-за своей тесной связи с македонцами. Он поехал в Халкиду, Греция, где умер на следующий год от кишечных проблем. Его воля, сохраненная в трудах Диогена Лаэртия (III век н. э. ), предусматривала получение наследства его дочерью Пифией и его сыном Никомахом.
Труды Аристотеля
Аристотель написал большое количество сочинений, но не многие из них сохранились. Его самые ранние сочинения, состоящие в основном из диалогов, были созданы под влиянием Платона. Большинство из них утеряно, хотя названия известны из писаний диогена Лаэртского и других. Среди этих важных работ: «Риторика», «Евдем» («О душе»), «О философии», «Александр», «Софист», «О справедливости, богатстве», «О молитве» и « Об образовании». Это были самые разные произведения, написанные для публики, и они касались популярных философских тем. Диалоги Платона, несомненно, послужили источником вдохновения для некоторых из них, хотя разлад между Платоном и Аристотелем в определенной степени проявляется и на эти труды.
Вторая группа сочинений состоит из сборников научного и исторического материала, одним из наиболее важных из которых является сохранившийся фрагмент Конституции афинян. Это составило часть большого собрания конституций, которое Аристотель и его ученики собирали и изучали с целью анализа различных политических теорий. Открытие конституции афинян в Египте в 1890 году пролил новый свет на природу афинской демократии (правительства выборных должностных лиц) времен Аристотеля. Это также выявило качественную разницу между историческими и научными трудами Аристотеля и его последующими работами.
Много трудов было утеряно, однако сохранившихся достаточно, чтобы показать достижения Аристотеля. Они касаются логики (изучение рассуждений) и диалектики (метод аргументации) и раскрывают вклад Аристотеля в развитие дебатов. Его взгляд на природу изложен в «Физике и метафизике», которые отмечают наиболее серьезное различие между аристотелизмом и платонизмом.
Термин «метафизика» в переводе с греческого означает «после физики» и появился случайно: в солидном издании работ Аристотеля, подготовленном философом Андроником Родосским, тома, посвященные первопричинам всего сущего, были расположены после томов, посвященных физике. При этом сам автор ни разу не использовал это понятие в своих текстах. Но случайное совпадение оказалось более чем удачным, и метафизикой решили считать науку, изучающую то, что лежит за пределами физических явлений, в их основе.
В целом учение определяло весьма интересные аргументы, следствия из которых могли формулироваться как научные догмы. По мне так это похоже на "аллегорию" с каким-нибудь техническим изобретением нашего времени. Скажем в нашем распоряжении есть принтер, печатающий текст на бумаге. Мы не видим как он печатает, так как снаружи не видны процессы происходящие внутри, но можем увидеть результат его работы. И здесь наш разум может придумать что-то свое, все то, что как раз и заложено внутри устройство и участвует в печати этого листка. При этом совершенно не факт, что наше представление о внутреннем устройстве принтера будет совпадать с тем, что на самом деле нем. Таких примеров очень много в нашем мире и принтер это лишь частное. Что касается вселенной и космоса, то человек в этом случае вряд ли как и в случае с принтером в состоянии приоткрыть завесу всех физических процессов и вынужден довольствоваться лишь следствием. В этом случае метофизика ощущений становится на первый план, нежели ограниченность научных методов, когда нет явно подтвержденных физических фактов.
Философские и научные системы
Однако сохранившихся трудов достаточно, чтобы показать достижения Аристотеля. «Темы» и «Аналитика» касаются логики (изучение рассуждений) и диалектики (метод аргументации) и раскрывают вклад Аристотеля в развитие дебатов. Его взгляд на природу изложен в « Физике и метафизике», которые отмечают наиболее серьезное различие между аристотелизмом и платонизмом: все исследования должны начинаться с того, что регистрируют чувства, и должны двигаться только от этой точки к мысли. В результате этого процесса интеллектуализации Бог, который для Платона олицетворяет красоту и добро, является для Аристотеля высшей формой бытия и полностью лишен материальности. Бог Аристотеля не создавал и не контролировал вселенную, хотя вселенная находится под влиянием этого Бога. Человек - единственное существо, способное мыслить, даже отдаленно напоминающее мысли Бога, поэтому высшая цель человека - мыслить абстрактно, как Бог, и он более человечен в той степени, в которой он достигает этой цели.
Позднее работы Аристотеля часто неправильно понимали. Научные и философские системы, изложенные в его трудах, не являются выводами, которые следует принимать в качестве окончательного ответа, а скорее экспериментальными положениями, достигнутыми путем тщательного наблюдения и анализа. Во время медленного интеллектуального климата Римской империи, которая правила большей частью Европы в течение сотен лет после смерти Аристотеля, и полностью ненаучного христианского средневековья (476–1453) взгляды Аристотеля на природу и науку были восприняты как целостная система. В результате его влияние было огромным, но не по какой-либо причине, которая бы ему понравилась.
Аристотель разделяет со своим учителем Платоном роль стимулирования человеческого мышления. Платон оказал более непосредственное влияние на развитие этого великого духовного движения в поздней античности (за годы до средневековья), а Аристотель оказал большее влияние на науку. Античность породила не более великих умов, чем Платон и Аристотель. Без них интеллектуальная история Запада была бы совершенно иной.