Родился: 15 апреля 1843, Нью-Йорк. Умер: 28 февраля 1916, Лондон. Американский писатель.
Генри Джеймс считается одной из ключевых фигур литературного реализма XIX века. Он известен тем, что пишет с точки зрения персонажа, что позволило ему исследовать сознание и восприятие. Его образное использование точки зрения, внутренний монолог и ненадежные рассказчики привнесли новую глубину в повествовательную литературу, и все это оказало влияние на творчество писателей, последовавших за ним. Трижды номинировался на Нобелевскую премию по литературе.
Писательская карьера Джеймса была одной из самых продолжительных и продуктивных - и наиболее влиятельных - в истории американской литературы. Он изменил отношение к роману, используя весьма индивидуальный метод и стиль.
Писатель написал 20 романов, 112 сказок, 12 пьес, несколько томов путешествий и критики, а также много литературной журналистики за 50 лет творчества. Его настойчивой темой была тема невинной, бурной и демократической Америки, противостоящей мирской мудрости и коррупции старой аристократической культуры Европы. Его чувство человеческой сцены было твердым: он был одним из великих прозаиков и стилистов своего века. Он был представителем новой реалистической школы литературного искусства, которая порвала с английской романтической традицией, яркими примерами которой были работы Чарльза Диккенса и Уильяма Мейкпис Теккерея.
Джеймса часто считают английским, а не американским писателем. Он эмигрировал в Англию и прожил там много лет, став гражданином Великобритании за год до своей смерти. Его работы не были хорошо приняты критиками ни в одной из стран при его жизни, хотя его романы сейчас считаются одними из лучших на английском языке. Критика была всегда и порой чрезмерной. Некоторые жаловались на то, что они считали брезгливым Джеймсом в отношении секса, другие отвергали его стиль как трудный и непонятный, в значительной степени полагаясь на чрезвычайно длинные предложения и неудобоваримый латинский язык. Оскар Уайльд критиковал его за то, что он писал «беллетристику, как будто это был болезненный долг». Хорхе Луа Борхесписал о нем: «Несмотря на щепетильность и тонкую сложность Джеймса, его работа страдает серьезным недостатком: отсутствием жизни». Вирджиния Вульф написала Литтону Стрейчи и попросила: «Расскажите, пожалуйста, что вы нашли в Генри Джеймсе. … У нас здесь есть его работы, и я читаю, и не могу найти ничего, кроме слегка окрашенной розовой воды, изысканной и гладкой, но вульгарной и бледной, как Уолтер Лэмб. Есть ли в этом какой-то смысл? » Колм Тойбин писал: «Джеймс никогда не писал об англичанах хорошо. Его английские иероглифы мне не подходят».
Однако сейчас Джеймса ценят за его психологический и моральный реализм, мастерское создание персонажей, игривый юмор и владение языком. Хотя Джеймса по-прежнему трудно читать, в основном из-за его длинных, сложных предложений.
В конце 20 - го века Джеймс достиг нашел свою аудиторию. Его работы были переведены на несколько языков, и теперь он признан одним из самых тонких мастеров, когда-либо применявших искусство романа.