Когда начинают перечислять видных людей, привносивших реформаторские идеи в общественное сознание в XVII веке, говорят о Ордине-Нащокине и Голицыне. Мы пойдем другим путем и расскажем о малоизвестном реформаторе - Фёдоре Михайловиче Ртищеве. Фёдор Ртищев – один из тех людей, чью деятельность обычно не замечают. Он всегда оставался в тени, хотя и имел огромное влияние на царя Алексея Михайловича и стоял в первом ряду деятелей преобразовательного движения в России XVII века. Но занимался он не экономикой и не политикой. Он стремился изменить нравственность русского народа.
Но обо всем по порядку. Федор Михайлович Ртищев был почти сверстником царя Алексея Михайловича, родился несколькими годами раньше его (1626 г.) и умер за три года до его смерти (1673 г.). О его детстве известно мало, обычный паренек из не особо богатой провинциальной дворянской семьи из обрусевшего татарского рода. Еще в молодости Ртищев поступает на царскую службу, где его вскоре заприметил молодой Алексей Михайлович. Ртищев быстро дослужился до самого верха и даже стал неофициальным советником царя. Почему неофициальным? Потому что отказался от предложенного царем боярского титула. Он и без него был готов приносить царю и отечеству пользу, какую мог.
В чем же магия этого незаметного человека, который сумел покорить русского царя? Ртищев был одним из тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия. Он все и всегда делал для людей. Ртищев не понимал обиды, мести, тщеславия или хвастовства. Он ни с кем не ссорился и никому не переходил дорогу. При этом Федор Михайлович был мудр не по годам. Царь Алексей, фактически выросший вместе со Ртищевым, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского фаворита Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при царском дворе, устранять вражды и столкновения, сдерживать заносчивых и неуступчивых людей вроде боярина Морозова, протопопа Аввакума и самого патриарха Никона. Такая трудная роль легко удавалась Ртищеву потому, что он умел говорить правду без обиды и никому не упрекал личным превосходством. Соединение таких свойств производило впечатление редкого благоразумия и непоколебимой нравственной твердости.
Федор Михайлович Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Еще в юношеском возрасте он на собственные средства построил Преображенский монастырь почти у самых Воробьевых гор и пригласил 30 ученых священнослужителей из Киева, которые начинают переводить на русский язык греческие книги и безвозмездно обучать всех желающих латыни, греческому, славянской грамоте, риторике и философии. Немалое число молодых московских чиновников прошло обучение в этом монастырском учебном центре. Между тем, учение киевских монахов с самого начала пошло в разрез с мнением московского духовенства. Обучение казалось странным, а следовательно «несходным истинному правоверию», то есть еретическим. Ртищева даже обвиняли в «рушении» православной веры. Был даже момент, когда во дворце ему грозила смерть, и избежать ее Ртищеву удалось лишь укрывшись в царских покоях. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.
Федора Ртищева называют первым благотворителем России. На личные средства и средства друзей Ртищев организовал ряд больниц и приютов в Москве и в глубинке. Он создал даже первый вытрезвитель: мораль никому не читал, просто подбирал на улице пьяных и увозил к себе до протрезвления. Уже позже, по примеру Ртищева, благотворительностью занялась и власть. Сначала озаботились нищими и убогими в Москве. Здоровых определили на работы, а беспомощных поместили на казенное содержание в двух специально устроенных для того богадельнях. Наконец, на церковном соборе, созванном в 1681 году, власть предложила церкви устроить такие же приюты и богадельни по всем городам. Так частные поступки Федора Ртищева легли в основание целой системы церковно-благотворительных учреждений в России. Благодаря ему тысячи русских людей смогли выжить, получив хлеб и кров.
Ртищев выкупал русских пленных, и даже, предвосхищая появление Красного Креста, оказывал помощь вражеским воинам, вынося с поля боя не только своих, но и чужих раненых, а затем поддерживал иностранных пленных, оказавшихся в России.
В 1671 году, прослышав о голоде в Вологде, Ртищев отправил туда обоз с хлебом, а потом и деньги, продав часть своего имущества. Известна история и о том, как он подарил Арзамасу свои земли, в которых город очень нуждался, хотя, как свидетельствуют очевидцы, мог бы выручить за эту землю немалые деньги. Ртищев, однако, когда ему не хватало средств на благотворительность, просто предпочитал продавать свою одежду и утварь. Впрочем, по дружбе, любя и уважая Ртищева, нередко ему помогали и царь с царевной. И отчета о расходах никогда не требовали, знали, что на себя он не потратит ни одной копейки.
Наконец, Ртищев был одним из первых, кто понял, какой несправедливостью и злом является крепостное право. Не в его силах было отменить это зло, однако есть свидетельства, как он заботился о своих крестьянах, поддерживал их ссудами, уменьшал оброки, а перед смертью всех дворовых отпустил на волю. И умолял своих наследников обращаться с теми, кто еще оставался закрепощенным, по-божески: «они нам братья».